Осенний Стамбул

Хочу поделиться с вами путевыми заметками, сделанными во время 21 часовой пересадки в Стамбуле, когда мы возвращались с восхождения на Килиманджаро в октябре 2017 года. Около 12 часов в городе – этого времени хватило только чтобы посмотреть небольшую часть города, но тем не менее у меня есть желание вернуть и как минимум покататься на фуникулере и пароме через Босфор. 

Итак, обязательно стоит посетить Гранд-базар. Говорят, что на других рынках все дешевле, а ассортимент не меньше. Но у Гранд-базара есть фишка – там можно хорошо торговаться, устраивая шоу с заламыванием рук. Причем искусство торговаться тут ценят, как и вообще сам процесс торга, независимо от умения торговаться. Просить цену ниже тут ценится, наверное, даже больше, чем поздороваться с продавцом. И продавцы специально завышают цены, чтобы было куда сторговаться. Восток дело тонкое. Тут много нужного и ненужно барахла, еды, чая и даже зимней одежды.

На таких тележках можно купить жареный каштаны, местные бублики и вообще всякий фаст-фуд

Дедушка — чистильщик обуви. Вполне уважаемая тут профессия. Каждый хочет хорошо выглядеть и тот, кто помогает хорошо выглядеть в почете, несмотря на то, что работа не самая чистая.

Местные улочки

На многих из них есть граффити, но высокохудожественных я не встречал. Скорее всего, тут это между банальным уличным хулиганством юных оболтусов и попыток подражать Бэнкси  😀

Когда говорят, что Стамбул — это город котов, то ни разу даже не лукавят. Котов и кошек тут на самом деле очень много. Причем голодающих или жмущихся по углам кошачьих тут не видно — все заняты делом, то есть или, спят или едят, или позируют для фотографий.

Недалеко от исторического центра, где расположены Айя София, Цистерна Базилика, Голубая мечеть и другие исторические достопримечательности, кипит совсем иная жизнь. Например, стоят обычные детские площадки.

А еще чуть дальше, около оживленной автомагистрали, сидят местные люмпены, то есть то ли бомжи, то ли просто деклассированные мужики и что-то потихоньку попивают из бутылок. Подходить и узнавать, что они там делают и как часто это у них у меня желания не было.

Городской транспорт в центре Стамбула преимущественно рельсовый — трамваи. Причем, если не приглядеться к схеме движения, то кажется, что метро и трамвай это одно и то же. Ну то есть можно спутать трамвай с наземными ветками метро. Однако это не так. Но зато метро идет прямо в/из аэропорт им. Ататюрка.

А когда трамвая не видно, то по дорогам, уворачиваясь от мопедов и машин бегают вот такие ребята с тележками.

А в историческом центре, в районе Султанахмет кипит совершенно иная жизнь. Тут и туристы, и стамбульчане и вообще все-все-все…

Так же, как и в Москве, что-то строят или ремонтируют (а может и реставрируют) – таблички на воротах по этому поводу очень доставляют.

А это Египетский обелиск (ещё известный как Обелиск Феодосия), он же Дикилитас – древнеегипетский обелиск фараона Тутмоса III6 возвигнут на разделительном барьере константинопольского ипподрома. Сейчас на месте ипподрома просто площадь, по которой гуляет народ.

Ночной Стамбул красив не менее, чем дневной, по крайней мере в центре. Но возвратиться я туда хочу, скорее всего, в сугубо мужской компании, чтобы можно было спокойно гулять по всем частям этого древнего города.

Теперь про достопримечательности.

Цистерна Базилика – водохранилище тех времен, когда Стамбул был еще Константинополем. То есть построено оно было еще до захвата столицы Римской империи Османами. Если кратко, то тут хранилось до 80 000 м³ воды. А сводчатый потолок поддерживают 12 рядов колонн, в каждом из которых по 28 колонн 8-ми метровой высоты.

Само водохранилище (а «цистерна» переводится с греческого именно как «водохранилище») начали строить при императоре Константине I (306-337 гг.) и закончили при императоре Юстиниане в 532 году. Простая математика показывает, что строили его несколько веков.

Раньше, когда Санэпидемстанции еще не было даже в планах, чистоту воды проверяли простым способом — если там живет рыба, то вода нормальная и ее можно пить. Сейчас тут тоже держат рыбу, правда некоторые из рыб немного мертвые…

А это голова Медузы Горгоны. Как и водится с ведьмами — вниз головой.

Рядом с Базиликой находится всемирно известная Айя-София. Сейчас – это музей, которых входит в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО. Изначально это был патриарший собор, потом мечеть и вот теперь – музей.

И хотя я знал, что Айя-Софию иногда называют «храмом всех религий», но… У меня все же был легкий культурный шок от того, что написанные арабской вязью суры из Корана соседствуют с изображениями христианских святых, а еще рядом находятся символы, которые можно отнести как к христианству, так и к буддизму. Например, свастика, она же коловрат, она же круг Солнца и не только… Ну или не рядом, а под очередным слоем штукатурки вдруг открывается новое и неизведанное – от произведения искусства до новых исторических фактов.

Глядя на масштабность комплекса построек, лично я задался вопросом мотивации тех кто строил — от архитектора до каменщиков и простых чернорабочих. Даже сейчас на строительство аналогичных зданий уйдет очень много времени и труда, в том числе механизированного, но во времена строительства Собора Святой Софии не было ни то что кранов, но даже нормального в современном понимании инструмента…

Кстати, стамбульский аэропорт им. Ататюрка реально огромный. Он гигантский. И там есть курилка для тех, кто в «чистой зоне», что очень удобно и клиентоориентированно.

Да, я многое не успел за световой день, но это лишь повод вернуться в Стамбул и посмотреть его более детально за несколько дней.

Поделиться записью
  • 8
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  • 2
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Вас может заинтересовать