Форпост России за полярным кругом

Вы знаете, что такое Русский Север? Один из ярких примеров – Мурманская область, большая часть которой расположена за Северным полярным кругом. И сегодня я хочу рассказать о Североморске – закрытом военном городе, где расположена главная военно-морская база Северного флота России. К тому же это шестой по величине город за полярным кругом (крупнейший – Мурманск).

Начну издалека. В детстве я зачитывался произведениями Пикуля, особенно про Северный флот. Если вы не читали – рекомендую «Реквием каравану PQ-17» и «Мальчики с бантиками». И если на месте школы Соловецких юнг, где учился Пикуль, я был в 2016, то на там откуда он уходил на боевые задания я побывал в марте 2018 года. И место это сейчас носит название Североморск.

Вообще свое современное название Североморск получил в апреле 1951 года. А историю поселение на этом месте ведет аж с 1896-1897 годов. С 1917 года поселение называлось Ваенга – по названию одноименной реки. Кстати, слово «ваенга» происходит от саамского (местная народность) и переводится самка оленя, «важенка». По состоянию на 1917 год в Ваенге проживало всего 13 человек и занимались они рыболовством, охотой и скотоводством. Но после революции Мурманск и территории вокруг него начали развиваться. В 1926 году в Мурманске была основана лесозаготовительная контора и одна из артелей была направлена в Ваенгу. Уже в 1933 бухта Ваенга была выбрана для того, чтобы начать там строительство базы Северного флота, а с 1934 начато активное строительство базы и инфраструктуры, которая будет обеспечивать оплот Северного флота СССР всем необходимым.

Сейчас Североморск носит статус ЗАТО – закрытого административно-территориального образования, проще говоря, это закрытый военный город с очень высоким уровнем секретности и попасть туда очень непросто. Я не буду говорить, как у меня получилось попасть туда. Самый простой способ попасть туда – иметь там близких родственников. Немного сложнее, когда родственники там не близкие. Намного сложнее, когда друзья. Так вот у меня там нет даже друзей. Говорят, я умею договариваться. Пусть будет так.

Сейчас город выглядит как любой небольшой город России. Нет никаких отличий, если не считать большого количества военных моряков на улицах и машин ВАИ, которые патрулируют город наравне с машинами ГАИ. Но это объясняется написанным выше.

Честно говоря, зная статус города, фотографировать людей и машины я особо не стремился, а также следил, чтобы в кадр не попали военные корабли. Впрочем, военных кораблей я вблизи не увидел. Может быть, это даже хорошо. А теперь представьте, что вот в таком виде город существует относительно недавно – с начала 50-х годов прошлого века, то есть с послевоенного периода. В 30-х годах прошлого века тут начали строить деревянные и кирпичные дома, а в соседней губе военный аэродром для морской авиации. Потом началась война и все строительство было законсервировано.

Если вы каким-то образом сможете попасть в Североморск, то вам покажут легендарную подводную лодку К-21 класса «Крейсерская».

Эта лодка знаменита на весь мир (точнее тем, кто интересуется военно-морской историей или историей Второй Мировой войны) тем, что когда немецко-фашистские военные корабли напали на печально известный караван PQ-17, смогла произвести торпедную атаку. О последствиях той атаки до сих пор не любят вспоминать даже немецкие историки. Дело в том, что после атаки К-21 под командованием капитана 3-го ранга Лунина, был поврежден немецкий линкор «Тирпиц», который до этого считался самым грозным и совершенным немецким боевым кораблем. Есть факты того, что после этой атаки «Тирпиц» был на ремонте до конца войны. Немцы везде указывали, что ремонт был «плановым», но в такие совпадения не верили ни в СССР, ни в странах союзниках.

Стоит отметить, что командир К-21 не был обязан атаковать «Тирпиц» и его охранение, он выполнял совершенно другую боевую задачу. Но он просто взял и атаковал, при этом последствия вы уже знаете. За время войны эта лодка потопила 17 фашистских транспортов и боевых кораблей, что тоже немало.

А теперь я покажу вам эту легендарную подводную лодку изнутри. С одной стороны в ней музей, а с другой – сохранили боевые интерьеры.

Кормовой торпедный отсек. Да, хранят стулья. Это нормально, так как это музей.

Перископ. Перископная глубина порядка 9 метров. То есть сама лодка под водой, а перископ над водой. И даже по нему лодку могли спокойно засечь и атаковать.

В перископ можно было вставить фотокассету и сделать снимок. Обычно на перископной глубине находились для того, чтобы произвести разведку или торпедную атаку. После торпедной атаки лодка, как правило, была обнаружена. И находиться на перископной глубине было более, чем опасно, особенно при атаке эскадры, когда на обнаруженную подлодку обрушивалась вся мощь кораблей противника. Но иногда командир лодки принимал решение сделать снимок попадания – для разведки и других военных нужд. Пример подобного снимка ниже.

Тахометры

Рубка связиста

Гирокомпас и его картушка

Носовой торпедный отсек. Тут же и спали на откидных койках, рядом с которыми хранились торпеды.

Водолазный костюм – на период того времени одна из совершенных конструкций.

А это чтобы не кричать «полный вперёд!», проще говоря связь с машинным отделением.

Капитанская рубка. Там работал командир подлодки. В общем это  та часть лодки, которая первая видна при всплытии.

Есть чем гордиться России и Северному флоту в частности. Однозначно есть. Когда ходишь по подлодке, то, с одной стороны, все красиво, интересно и можно потрогать. А с другой – сложно представить как в таком ограниченном пространстве подолгу под водой, с кучей взрывчатки под боком… Но воевали и успешно. Ничто не сломает русского человека. Причем русским я тут называю любого жителя СССР – так проще.

Выйдя вечером из К-21 можно наслаждаться заполярными ночными видами порта

Как и в Мурманске тут есть свой «Алёша» — памятник защитникам заполярья.

Ну и напоследок фотография несвойственная мне

Я думаю тут можно сделать фотографию около банального для большинства городов «я люблю город», так как город закрытый и попасть туда еще раз будет не менее сложно, чем в этот раз.

Если вам понравился репортаж – поделитесь им в социальных сетях (кнопки ниже). Ну и задавайте свои вопросы – постараюсь на них ответить.

Поделиться записью
  • 14
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  • 1
  •  
  •  
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Related posts